Ранняя профилактика неблагополучия семей, своевременная помощь семьям в разрешении проблем взаимоотношений между членами семьи, является одним из важнейших направлений в работе по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Как показывает практика, эта работа эффективна только тогда, когда в неё включены все субъекты профилактики, налажено конструктивное взаимодействие и происходит своевременный обмен информацией, что позволяет обеспечить комплексное оказание помощи семье и предупредить деструктивное ее функционирование.
С 2020 года в Центре социальной помощи семье и детям Казачинско- Ленского района в рамках проекта «Семейный Навигатор» реализуемого при участии Фонда поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации под руководством М. В. Гордеевой, функционирует социальная служба семейная диспетчерская. Это уникальная практика оказания социальной помощи семьям, проживающим на территории Казачинско -Ленского района по принципу «Единое окно». Попадая в трудную жизненную ситуацию, в семье, зачастую, проявляются сопутствующие факторы вызывающие, усиливающие поддерживающие или провоцирующие девиантное поведение несовершеннолетних:
Нарушенные внутрисемейные отношения (недостаточность эмоционального тепла в отношениях между взрослыми в семье: враждебное отношение к ребенку, включая физическое насилие над ним, дефицит общения и пр.)
Искажение нравственной атмосферы в семье( алкоголизм родителей или других родственников, их аморальное поведение; эмоциональные и психологические расстройства родителей) и пр.)
Дисфункциональные стили воспитания в семье ( излишняя суровость по отношению к детям; чрезмерное использование запретов наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, попустительство, в результате которого у детей формируется стойкая неприязнь к родителям, происходит выход детей из под контроля и др.);
Неблагоприятные события жизни( утрата в детстве отношений любви и привязанности; изъятие из семьи, создающее значительную угрозу; переживание сильного страха развод. Финансовый кризис, переезд, смерть, либо серьезное заболевание члена семьи и т. д..
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Девиaнтное поведение прeдстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Для того, чтобы на ранних этапах помочь семье осознать проблему, в состав социальной службы Семейная диспетчерская, включены социальные педагоги, педагоги-психологи, при необходимости подключаются специалисты субъектов профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: правоохранительные органы, здравоохранение, образование, культуры и спорта, общественные социально ориентированные организации, что позволяет организовать комплексную помощь семье.
При финансовой поддержке «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» М.В. Гордеевой, на базе ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям Казачинско -Ленского», в рамках проекта «Семейный Навигатор», оборудована и функционирует комната психологической разгрузки (сенсорная комната), которая используется при проведении тренингов, индивидуальных занятий с детьми, с родителями, законными представителями несовершеннолетних. Использование данного оборудования, позволяет не только снять эмоциональное напряжение, но и настроить на конструктивное взаимодействие членов семьи, а также со специалистами службы.
На первых этапах специалист знакомит родителей с содержанием программы, демонстрирует, используемое оборудование при проведении занятий, для родителей в ходе реализации программы предусмотрена диагностическая работа, направленная на выявление личностных особенностей родителя и характера его взаимодействия с ребенком, психопрофилактическая работа в виде лекций-бесед, индивидуальных консультаций, практические рекомендации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
В большинстве случаев родители занимают обвиняющую позицию в отношении своего ребенка, обвиняя его в непослушании, отсутствии желания в обучении и желании помогать в каких либо делах, зачастую это зависит от неблагоприятного эмоционального фона в семье, поэтому основные задачи, которые стоят перед специалистами это:
В работе с родителями:
- формирование тенденции у родителей к повышению родительской
компетенции, стимулирование к самоанализу, установлению причинно-
следственных связей в процессе воспитания детей в семье;
- восстановить психоэмоциональный статус;
- развивать умения выражать свои эмоции(психомоторное взаимодействие с внешним миром);
- перестройка коммуникативного поведения (приобретение навыков гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу);
- стабилизировать эмоциональное состояние, оптимизировать уровень тревожности и агрессии (произвольная регуляция и смыслообразующая функция психомоторных процессов);
- формировать навыки стрессоустойчивого поведения;
В работе с детьми:
- научить конструктивно выражать свои эмоции;
- формировать представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
- развивать умение чувствовать и понимать других; •
- повысить уровень их самооценки, уверенности в себе;
Развитие позитивного общения между родителями и детьми через создание благоприятных условий для совместной деятельности.
Мотивирование семьи к активному действию, позволяет сплотить членов семьи, повысить самооценку и уверенность в себе и в том, что они не останутся один на один со своей проблемой.
Результатом сплоченной деятельности является повышение социального статуса семьи, стабилизация эмоционального фона через разрешение конфликтных ситуаций, связанных, в том числе с подростковым кризисом, аддитивными и девиантным поведением несовершеннолетних, алкоголизацией одного из родителей, и как следствие в семье улучшены условия для воспитания и развития ребенка.